Новодевичье кладбище находится в Хамовниках, в юго-западной части столицы, занимает около 8 гектаров. На нём похоронено около
27000 человек, оставивших след в истории России.
Оно известно своим зашкаливающим количеством могил известных людей, вначале упокоенных в других местах: в 1930-х годах кладбища при монастырях массово закрывали, и в итоге рядом оказались захоронения поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова; писателей Сергея Тимофеевича Аксакова Николая Васильевича Гоголя; художника Исаака Ильича Левитана, коллекционеров Сергея и Павла Михайловича Третьяковых; актрисы Марии Николаевны Ермоловой. А могила оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина, перенесена из Парижа, с кладбища Батиньоль, в 1984 году, через 46 лет (умер
12 апреля 1938 года).
На кладбище нашли своё последнее пристанище поэтесса Агния Львовна Барто, писатель Антон Павлович Чехов; театральные режиссёры Евгений Богратионович Вахтангов, Константин Сергеевич Станиславский; актёры Людмила Марковна Гурченко, Юрий Владимирович Никулин, Фаина Георгиевна Раневская; композиторы Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Пётр Иванович Чайковский; стоявшие во главе страны Борис Николаевич Ельцин, Никита Сергеевич Хрущёв, супруга Иосифа Виссарионовича Сталина Надежда Сергеевна Аллилуева и его родственники (всего их 12)
Многие надгробия являются памятниками культурного наследия регионального и федерального значения, украшены изящными барельефами и скульптурами, которые часто передают основные черты характеров похороненных под ними людей. Например. Памятник над могилой Владимира Владимировича Маяковского, созданный скульптором Александром Павловичем Кибальниковым, показывает революционный настрой Маяковского. Это массивная вертикальная стела из чёрного гранита, на её лицевой стороне накладки из красного камня; на небольшой выступающей колонне находится скульптурное изображение головы Владимира Владимировича, издали напоминающее барельеф; надпись, содержащая имя и годы жизни, выполнена плакатным шрифтом; цветник заменяет массивная надгробная плита из чёрного гранита.
В 1991 году Новодевичий монастырь объявили особо ценным объектом культурного наследия народов России.
В 1995 монастырь и кладбище включены в список памятников архитектуры федерального значения, а в 2004 году – в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Новодевичье кладбище ассоциируется с бесконечным количеством мистических историй, легенд, примет.
Считается, что Новодевичий монастырь основан в 1524 году – когда был заложен Смоленский собор; его возвели
за 14 месяцев, закончили к престольному празднику 28 июня (9 июля) 1525 года. Великий князь владимирский и московский, государь всея Руси Василий III по обету, в память о взятии в 1514 году русскими войсками города Смоленска, который долго находился под игом литовцев и поляков.
Постепенно вокруг собора создали женскую обитель, где пребывали, часто против своей воли, привилегированные женщины (так, некоторое время там проживала сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича Ирина Фёдоровна Годунова).
Затем монастырь стал своеобразной тюрьмой. Самая известная его вынужденная постоялица – сестра Петра I царевна Софья.
Разумеется, при монастыре создали в XVI веке кладбище, на котором сначала находили покой монахини и послушницы, затем – члены боярских и княжеских семей. Одна из ранних сохранившихся до наших дней могил расположена под Смоленским собором, в ней в 1533 году была похоронена княгиня Ирина Захарьина-Юрьева.
В начале XIX века на кладбище хоронили дворян. Одним из первых – стал поэт и герой войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов.
К середине XIX века на Новодевичьем появились могилы интеллигенции и купеческого сословия, и оно стало самым значительным некрополем «лиц учёного звания».
По церковной традиции, умерших не отпевали в монастырях. Для отпевания возле Новодевичьего монастыря была возведена приходская церковь. В 1812 году её взорвали по приказу Наполеона. После войны церковь не стали восстанавливать, а в первых годах XX века отпевание начали проводить в монастыре. Предположительно, прецедентом стало отпевание Антона Павловича Чехова (в 1904 году).
Несмотря на цены (место первого разряда стоило до революции 1000, второго – 500; а третьего – 300 рублей), многие хотели похоронить своих близких именно на этом кладбище. И в 1898 году к нему присоединили два гектара земли бывших огородов, которые находились к югу от монастырской стены. Сейчас это участки с первого по четвёртый; нумерация участков начинается от Центральной аллеи. Территорию благоустроили по проекту архитекторов Ивана Павловича Машкова и Сергея Константиновича Родионова: обнесли примкнувшей к монастырским стенам кирпичной оградой с башнями, разметили участки и посадили молодые деревья, которыми обозначили систему поперечных и продольных аллей. Хоронить там начали с 1904 года. На чёрном камне самой первой могилы (на пересечении центральных аллей) написано: «Сергей Гаврилович Вавилов. Сконч. 26 февраля 1904 г. на 48 году жизни. Московский мещанин Гончарной слободы».
По Решению Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) вскоре после Октябрьской революции, территорию захоронения рядовых москвичей за южной территорией кладбища определили как место для погребения «лиц с общественным положением» (людей с особыми заслугами перед властью).
В 1922 году в стенах только что закрытого монастыря открыли «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», который позже переименовали в «Музей раскрепощения женщины» (всего он проработал 4 года). Некрополь же – содержавший около 3000 могил – начали энергично уничтожать: персоналу и посетителям музея это соседство было некомфортно. Родственникам предложили перенести могилы на новую территорию или на другие кладбища. Но многие опасались это делать, так как монастырские кладбища считались территориями «белых», а показывать родство с умершими «врагами народа» было чревато последствиями.
На современном нам Новодевичьем кладбище осталось всего 16 не тронутых в тот период захоронений; в их число попали могилы Антона Павловича Чехова и его отца Павла Егоровича. Остальные памятники собрали в одном месте разрешили (всем, кто желал) забрать, перебить надписи и поставить на новых захоронениях.
В 1934 году разграбление старых памятников прекратилось, и кладбище даже решили восстановить. Провели огромную работу, в итоге которой, на основе воспоминаний родственников, сохранившихся фотографий, схем кладбища вернули (или установили новые, поэтому надписи на них сделаны по правилам новой орфографии)
90 памятников.
С 1930-х годов на Новодевичье кладбище переносили с закрывающихся кладбищ могилки известных людей. В некоторых случаях перезахоронения инициировались по желанию чиновников, которые стремились собрать могилы знаменитостей в одном месте.
Так как «лиц с общественным положением» было очень много – в 1949 году территорию кладбища ещё (почти в два раза) расширили, в направлении к югу от монастыря: добавили участки с пятого по восьмой. Существовавшая территория получила название «старое Новодевичье кладбище», вновь образованная –«новое Новодевичье кладбище». С 1950 по 1956 годы продолжалось благоустройство: тоже обнесли стенами, соорудили ворота, построили внутри периметра служебные помещения. В стенах расположен колумбарий, на 2018 год в нём находилось
около 7 тысяч урн.
В конце 1970-х к Новодевичьему кладбищу прибавили участки с девятого по одиннадцатый (к западу от монастыря, за счёт территорий небольшого засыпанного озера и каменотёсной мастерской). Там нашли свой покой многие артисты, деятели культуры, режиссёры.
И сейчас на Новодевичьем кладбище продолжают хоронить уходящую творческую интеллигенцию. Оно находится в списке многих туристических маршрутов, а для проведения экскурсий создано специальное экскурсионное бюро.
Юрий Владимирович Никулин*
Из книги «Почти серьёзно»
…Первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идёт из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто. Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемёт. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок. Во время одного из привалов мы сидели у костра и мирно беседовали. Мой приятель, тоже москвич, показывал всем письма, а в них рисунки его сына. – Вот парень у меня хорошо рисует, – сказал он, радуясь, – в третьем классе учится. Жена пишет, что скучает. В это время проходил мимо командир взвода. Он вытащил из своего пистолета обойму и, кинув его моему земляку, попросил: – Почисти, пожалуйста. Солдат, зная, что пистолет без обоймы, приставил дуло к виску, хитро подмигнув нам, со словами: «Эх, жить надоело» – нажал на спусковой крючок. Видимо, решил пошутить. И тут раздался выстрел. Парень замертво упал на землю. Лежит, а в виске у него красная дырочка, в зубах дымящаяся цигарка. Ужасная смерть! Нелепая. Глупая.
*Юрий Владимирович Никулин (родился 18 декабря 1921, умер 21 августа 1997 года) – артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. На его могиле сооружена целая скульптурная композиция. Юрий Владимирович изображён в возрасте чуть старше 40 лет, таким, каким его полюбили поклонники. Он в своём клоунском одеянии сидит, глубоко задумавшись, на цирковом манежном портике, на расстеленной плотной ткани. Почти рядом, на асфальте, лежит его любимица – собака-ризеншнауцер. На скромном камне, расположенном на газоне, на котором всегда лежат свежие цветы, – имена его и его жены, и годы их жизни.