КАК УХОДИЛИ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Серьёзные проблемы со здоровьем у Эльдара Александровича Рязанова начались в 2010 году, тогда состоялась первая операция на сердце. В феврале 2011 года – он перенёс вторую операцию на сердце и с тех пор не раз оказывался на больничной койке. Правда, родственники утверждали, что госпитализации имели профилактический характер. В конце 2014 года у Эльдара Александровича произошло острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015 года был инфаркт, который привёл к отёку лёгких; в сентябре, как утверждали СМИ, произошёл второй инфаркт, но близкие эту информацию отрицали.
6 октября 2015 года Э. А. Рязанова госпитализировали в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
Восемьдесят восьмой день рождения (18 ноября) Эльдар Александрович и его жена Эмма Валериановна встретили на даче, в подмосковном посёлке Ватутинки, без гостей, с семьёй.
Близкий друг, единомышленник, тележурналист, продюсер Ирена Стефановна Лесневская так рассказала газете «Комсомольская правда» о последних днях Рязанова:
«– Эльдар Александрович мне не просто друг. А большой, интереснейший отрезок моей жизни, почти родной человек. Как и его жена Эмма (Эмма Валериановна Абайдуллина – Ред.), которая взяла на себя все заботы о нём. То, что он так долго прожил, – целиком её заслуга.
Мы постоянно созванивались. Две недели назад встречались у него на даче. Ему было уже тяжело подолгу сидеть за столом. Но он не унывал. Мы сфотографировались на память, и вдруг он сказал: “Моя последняя фотография…” На что я возразила: “Вы должны бороться, радоваться каждому дню”. А он как бы в шутку ответил: “Ты что! Полуслепой, полуглухой, почти не хожу, чему же тут радоваться”. Это состояние ему было в тягость. Он лёгкий на шутку и философски относился ко всему, в том числе к своему уходу. По характеру он был трудоголик, в работе он себя не щадил. Болезни наступали только в перерывах между съёмками фильмов.
– В последний год Эльдар Александрович постоянно попадал в больницы…
– То инфаркт, то инсульт, операции на ногах, на глазах. Он ездил лечиться в Германию, в Израиль. В этом году не отмечали его 88-й день рождения. 18 ноября он принимал поздравления по телефону. Ему было трудно дышать, говорить. Через два дня после дня рождения его положили в больницу… Врачи сказали, что Эльдар Александрович умер в результате сердечной и лёгочной недостаточности, произошёл отёк лёгкого. Конечно, он мужественно сопротивлялся своим болячкам. Но его организм просто устал.
Я вспоминаю его на съёмках картин, когда, с одной стороны, он был очень требовательным к актёрам, с другой – нежным и отзывчивым. Личность удивительной светлости, доброты, ума и таланта. Единственное, где ему не хватало философского, лёгкого отношения, это когда говорили о политике. Многое он не принимал.
– Он следил за тем, что происходит в мире?
– Следил и принимал всё близко к сердцу. Поэтому его близкие, жена Эмма ограничивали его во всём, что касалось телевидения и новостей. При нём мы старались не говорить о политике.
Последние полгода Эмма ставила ему кассеты с записями его старых передач. Мы сделали 292 программы на РЕН ТВ, среди которых были циклы “Разговоров на свежем воздухе” с писателями, актёрами, интересными людьми. Когда-то он не любил смотреть собственные передачи, мол, выполнил работу, перевернул страницу и пошёл дальше. А сейчас, наоборот, ему захотелось многое пересмотреть, тем более среди героев были люди, которые ушли: Григорий Горин, Юрий Никулин, Булат Окуджава, писатель Борис Васильев, Людмила Гурченко… Он пересматривал и свои фильмы, к которым относился как к детям».
21 ноября Рязанова госпитализировали. Из-за сильной одышки его подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
Эльдар Александрович Рязанов скончался в московской больнице после полуночи 30 ноября 2015 года от острой сердечной недостаточности. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Внук Дмитрий Трояновский написал на своей странице в соцсети: «Не стало моего деда».
Приёмный сын Олег Бердюгин сказал: «Мы потеряли Эльдара Александровича Рязанова – нашего Элика. Боролись до конца, но не смогли удержать. После полуночи он нас оставил».
К киноклубу «Эльдар» практически сразу после печального известия москвичи начали приносить цветы.
Прощание, длившееся пять часов, прошло 3 декабря в центральном доме литераторов.
Очередь желающих попрощаться с Э. А. Рязановым, состоящая преимущественно из немолодых людей, растянулась по Большой Никитской от входа в дом литераторов до Садово-Кудринской. Многие до последнего сомневались, куда ехать.
В день похорон в Центральном доме литераторов успели нарядить ёлку.
На сцене, которая вся утопала в цветах, собрались близкие, друзья. На маленьком экране показывали кадры из фильмов и фотографии.
Многие произносили речи.
Самую короткую присутствующие в зале услышали от Валентина Илларионовна Талызина: «Эльдар Александрович, простите меня за всё, и спасибо вам за всё…»
Режиссёр Андрей Сергеевич Смирнов сказал:
«Мы ещё не до конца осознаём масштаб того, что сделал человек, который здесь лежит… Это великий художник. Некрасов мечтал о временах, когда мужик понесёт с базара Белинского и Гоголя, а не милорда глупого. Это время так и не настало. Сегодня очевидно, что просвещение народа – главное, что не сделано в России. И это главное условие для того, чтобы Россия стала свободной и счастливой страной. Главное, чем должна заниматься интеллигенция и о чём должно думать начальство. И никто не сделал для просвещения народа больше, чем восхитительный режиссёр Рязанов».
Любимый актёр Рязанова Олег Валерианович Басилашвили произнёс:
«Это человек, которому я обязан очень и очень многим. Пять фильмов сработано вместе, и в каждом он открывал для меня не страну, не людей, а самого меня. И благодаря общению с ним я понял, что такое кинематограф, что такое актёр, что такое режиссёр – и во имя чего актёр встаёт перед камерой, иногда часами простаивая на грязном полу. Всей своей жизнью Эльдар доказывал, что если ты равнодушен, если ты не гражданин, если ты не пронизан особым чувством любви к своей Родине, ты не актёр… Для меня его уход – большой удар. Но что же, такова жизнь, надо смириться. К несчастью, я не успел повидаться с ним за несколько дней до его смерти… Но я не забуду счастливых дней, месяцев и лет, которые провёл с Эльдаром».
Лия Меджидовна Ахеджакова сказала:
«Я бесконечно благодарна за то, что он был в моей жизни, за то, что я имела честь и счастье пять раз сниматься у Эльдара Александровича. Я получила от него, помимо прочего, храбрость говорить, а не молчать. Он увёл меня от традиционной актёрской позиции – мол, моё дело творчество, надо играть и помалкивать… Нет – он меня вывел на территорию, где нельзя сосуществовать рядом с несправедливостью и подлостью. Сколько я ездила за эти годы, в каких только маленьких уголках России не побывала – и везде меня встречали как человека, который представляет Эльдара Александровича Рязанова. Все мне улыбались и говорили: передайте Эльдару Александровичу, что мы его любим!»
В тот же день Э. А. Рязанова похоронили на Новодевичьем кладбище.
3 декабря Станислав Юрьевич Садальский выступил в своём блоге с резкими словами в адрес жены Эммы Валериановны Абайдуллиной. Якобы она нарушила волю покойного: Рязанов хотел, чтобы его похоронили рядом со второй женой Ниной Скуйбиной, упокоенной на Новодевичьем кладбище, но жена с помощью Михалкова добилась предоставления другой могилы на Новодевичьем:
«У меня нет слов. Последнее желание – это ведь как последняя надежда беспомощного, это вера в родного человека, который любит тебя и сделает ради этого всё. Эмма никогда не была родной, и уж тем более любящей…»
В СМИ был опубликован ряд статей об Э. А. Рязанове.
Например.
Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Наталья Барабаш 30 ноября 2015 года поделилась своими самыми яркими воспоминаниями (приводим без кавычек – Ред.).
Рязанов был человек-вулкан
Без Мастера, знающего о наших душах все, на этой планете станет холоднее
Бывают люди, с уходом которых исчезает целый мир. С уходом Рязанова, слава Богу, его мир не исчезнет.
В поздние советские времена было три света в нашем киношном окошке. Рязанов, Данелия и Гайдай.
Я не знаю, что делала бы советская власть, если бы они не появились. Именно эти трое заряжали весь занимавший тогда огромные территории советский народ светлой энергией радости, настоящим, а не картонным оптимизмом, смеховой прививкой от властной тупости. Они были психотерапевты всея Руси.
Причём Рязанов с его мягко-ироничной, усмешливо-любящей интонацией рассказывал нам удивительные истории про самых незаметных людей: не рабочих, как было принято, а совслужащих, интеллигенцию, всех этих врачей, учителей, тружеников НИИ, которые лишь с ним получили право на воплощение. И какое! Вся страна обожает эти тонкие, искрящиеся, как отличное шампанское, фильмы и самого Мастера. Казалось, он такой и в жизни: мягко-ироничный, всепонимающий, всепрощающий.
А между тем актёры, с ним работавшие, рассказывали, что Рязанов был – человек-вулкан. Он ткал тончайшее драгоценное полотно своих картин с неистовой страстью, бурлящей пылкостью, и мог обрушиться на тех, кто плохо делал свою работу, Ниагарским водопадом. Ну вот физически не терпел непрофессионализма, необязательности, халтуры. Один раз под водопад – совершенно заслуженно – попала и я.
Один наш талантливый, но ещё молодой сотрудник взял у Рязанова интервью. Записал его на диктофон. Честно воспроизвёл. И сдал в печать. Ничего в этом спокойном тексте нас не насторожило, и я не задала вопроса, подписал ли интервью мэтр. Казалось – само собой.
Оставался час до сдачи номера, и вдруг ко мне – я тогда выпускала «Толстушку» – с перепуганными лицами залетают наши журналисты:
– Звонит Рязанов, очень ругается, категорически требует снять интервью!
И протягивают телефонную трубку.
А там… Оказывается, корреспондент интервью у режиссёра всё же не завизировал. А Рязанову не понравились какие-то обороты речи, несколько абзацев показались неточными…
– Вы не умеете профессионально работать! Немедленно снимайте это из номера! – бушевал он.
– Эльдар Александрович, приносим глубочайшие извинения. Автор молодой, не подумал. Пожалуйста, давайте внесём любые правки, но снять материал не можем: опоздаем на несколько часов, завтра полстраны не увидит газету!
Но режиссёр оставался непреклонен:
– Нет! Интервью я снимаю! Это вам урок! Если ваши подчинённые так хреново работают, значит, вы – хреновый руководитель!
Возразить было нечего. Но ситуацию надо было как-то спасать.
– Хорошо, Эльдар Александрович, – сказала я. – Я сниму ваше интервью. Только ответьте мне честно на один вопрос. В вашей многолетней работе режиссёра-руководителя не было ни одного случая, когда вас подвёл ваш подчинённый? Ну там сорвал съёмки пьяный актёр, не вышел на работу осветитель? Скажите: нет, и всё, интервью я снимаю…
Рязанов помолчал. Потом хмыкнул. Потом сказал:
– Берите ручку, я буду диктовать правку! – И целый час дотошно, внимательно, вдумчиво, скрупулёзно и очень доброжелательно работал над текстом вместе со своей чудесной помощницей – женой.
Потом мы с ним посмеялись, и Рязанов сказал, что готов с «Комсомолкой» дружить, пригласил на премьеру…
Мастер, при всей нетерпимости к приблизительности и необязательности, был по-человечески отходчив. А урок я, конечно, запомнила…
И как же жалею до сих пор, что не смогла воспользоваться приглашением, прийти на премьеру и познакомиться с мэтром лично.
Бывают люди, с уходом которых исчезает целый мир. С уходом Рязанова, слава Богу, его мир не исчезнет. В трудные и радостные минуты мы всегда можем окунуться в его фильмы, как в прорубь с живой водой.
Но нам без Мастера – умного, яркого, взрывного, необыкновенного, любовно знающего о наших душах всё – чувствуете? – на этой планете стало холоднее…
1 ноября 2018 года на могиле открыли бронзовый памятник, сделанный по известной фотографии: бюст Эльдара Александровича (словно сидящего задом наперёд на стуле) возвышается на белом постаменте. Даты жизни – оформлены в виде цифр на хлопушке-нумераторе.
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927, умер 30 ноября 2015 года. Кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт, драматург, телеведущий, педагог, продюсер. Создал неповторимые фильмы (самые яркие из них – «Дайте жалобную книгу», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс»).
Соавтор многих сценариев, по которым снимал свои фильмы, автор пьес, стихотворений.
В фильме «Служебный роман» звучат песни на стихи Э. А. Рязанова, в том числе часто исполняемый романс на музыку композитора Андрея Павловича Петрова «У природы нет плохой погоды – каждая погода благодать». Рязанов написал и часто ошибочно приписываемый Марине Ивановне Цветаевой романс «Любовь – волшебная страна» из фильма «Жестокий романс».
***
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа:
куда пойдёт и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...