КАК УХОДИЛИ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, –
Чин человека; – в нём лишь быть
Я ставил должностью…
Из стихотворения И. А. Крылова
Об Иване Андреевиче Крылове ещё при жизни ходило множество легенд, часто нелицеприятных; некоторые из них он поддерживал сам. И очень долго считалось, что Крылов умер от того, что объелся блинами (данная причина смерти указывается во многих его биографиях). Несмотря на проблемы со здоровьем и на привычку много есть, он прожил 75 лет, по тем временам, много.
Скончался Иван Андреевич, угаснув за три дня, на пасмурной, дождливой заре в своём доме в Санкт-Петербурге 21 ноября (9 по старому стилю) 1844 года. Ушёл, как писал академик Лобанов, «с истинным христианским чувством, произнеся слабым голосом: “Господи, прости мне прегрешения мои”». Причиной смерти стал паралич лёгких, наступивший в результате пневмонии; это подтвердил лечащий врач
Ф. Галлер.
Работал И. А. Крылов до последних дней, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Даже за несколько часов до смерти он попросил перенести его с постели в кресла, но затем, сказав, что ему тяжко, попросил вновь уложить.
Узнав о смерти Крылова, великий князь Н. М. Романов изрёк, что Иван Андреевич, вероятно, «сделался жертвою обычной неумеренности в еде», что и послужило основанием рождения очередной легенды – о блинах. По иной версии, сам Крылов успел, как обычно, распустить слух, что то ли каши в обед переел, то ли протёртых рябчиков, обильно политых маслом, за ужином перебрал (на самом деле врачи велели ему придерживаться строжайшей диеты, от которой он очень страдал).
Похороны – их, по повелению императора, финансировало Государственное казначейство, – которые по торжественности и огромному количеству пришедших людей историк Пыляев приравнивает к похоронам Ломоносова, состоялись 13 ноября 1844 года.
Друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с принятым в то время приглашением сказать последнее «прости» получили по экземпляру изданных им басен; на заглавном листе каждой книги под траурной каймой было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его
желанию» -- это была последняя воля умирающего.
Вначале состоялось отпевание в Исаакиевском соборе. Затем через весь Невский проспект погребальная процессия последовала к Тихвинскому кладбищу Александро-Невской лавры (могила находится в Некрополе мастеров искусств). Отдавая дань уважения великому человеку, граф, генерал Алексей Орлов, второй человек в государстве, лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.
В газете «Северная пчела» написали о похоронах: «Будущее поколение, знающее наизусть поучительные рассказы дедушки Крылова, студенты здешнего университета окружили гроб, поддерживали балдахин и несли ордена. При сопровождении гроба в Александро-Невскую лавру множество народу следовало за печальною процессиею и встречало её на улицах. Отцы и матери провожали добродушного наставника своих детей; дети оплакивали своего любимого собеседника и учителя, весь народ прощался со своим писателем, равно для всех понятным, занимательным и поучительным».
Надгробие на могилу И. А. Крылова изготовили в 1845 году по типовому проекту в петербургской мастерской Тропиных (аналогичное надгробие – лейб-медика И. Рюля – находится на Волковском лютеранском кладбище). Частично оно было оплачено средствами, отпущенными из императорского кабинета.
Нельзя не рассказать о самом известном памятнике, за который можно простить современникам Крылова типовое надгробие на его могиле.
Иван Андреевич Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке; и вторым, кому поставили памятник в России. В ноябре 1844 года газетой «Петербургские ведомости» и некоторыми журналами был объявлен сбор средств на сооружение.
К 1848 году собрали более 30 тысяч рублей, и в мае в конкурсе на создание проекта приняли участие скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, П. А. Ставассер, А. И. Теребенев. Совет Петербургской академии художеств 26 ноября 1849 года одобрил проект Клодта (памятник Крылову – последняя крупная его работа). Предварительные наброски скульптуры принадлежат художнику А. А. Агину, который стоял у истоков реализма в русской иллюстрации.
Пётр Карлович Клодт вначале, на рисунке, изобразил Крылова в традициях античности: в римской тоге, с обнажённой грудью, сидящим на скале с книгой в руке. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий окончательный.
Фигура была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Памятник И. А. Крылову открыли 12 мая 1855 года, к десятой годовщине со дня его смерти. Он расположен недалеко от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи (П. К. Клодт сам выбрал это место; предлагались иные). Краткая надпись на нём гласит: «Крылову. 1855».
Трёхметровую, просто, без прикрас, сделанную фигуру любят все, кто приходит в Летний сад. Одухотворённое лицо и полная достоинства, спокойная поза говорят, что перед нами талантливый, незаурядный, умный человек. Пётр Карлович Клодт изобразил Ивана Андреевича в его будничной одежде последних лет – просторном длиннополом сюртуке. Крылов сидит на камне в непосредственной позе и держит раскрытую книгу, как бы машинально её перелистывая; но взгляд его обращён вперёд, широкое лицо имеет сосредоточенное, задумчивое выражение – чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта. Может быть, в этот момент рождается новая басня?..
Небольшой пьедестал весь покрыт бронзовыми, вылепленными очень натурально, барельефами животных («Звери мои за меня
говорят», – однажды заметил Крылов). Клодт внимательно прочитал все басни, составил список зверей. Лепить их скульптор предпочитал с натуры, так как был приверженцем реализма; говорили, что в его доме на время работы расположился целый зверинец. Можно походить вокруг и повспоминать слова из басен – замечательная память великому человеку!.. Но этих животных нельзя рассматривать как иллюстрации к басням, только как подсказку к иносказанию, потому что, по выражению литературного критика, публициста Виссариона Григорьевича Белинского, «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».
Сатирик Пётр Шумахер, известнейший острослов времени Крылова и Пушкина, констатировал (кстати, Ивана Андреевича не пугали такие выражения):
Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О, милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!».
В. В. Стасов написал о памятнике: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…».
Через двадцать лет после открытия, во избежание порчи барельефов, памятник обнесли художественной металлической оградой, выполненной в стиле эклектика, вошедшей в моду в середине ХIХ века.
Пожалуй, Иван Андреевич Крылов – один из тех немногих знаменитых людей, память о которых можно смело предлагать почтить не на кладбище, а возле памятника, установленного на народные деньги…
Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года, умер 9 (21) ноября 1844 года.
Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Знаменит как автор 236 басен (они – патриотичный образец русского реалистического искусства), собранных в девять прижизненных сборников. Басни Крылова глубоко народны и по своей форме, и по своему художественному материалу – слову, языку. Они переведены более чем на пятьдесят языков; многие выражения из них стали крылатыми.
Примером остроумия Крылова служит известный случай в Летнем саду, где он любил прогуливаться. Как-то раз Иван Андреевич повстречался там с компанией молодых людей. Один из этой компании решил подшутить над телосложением баснописца: «Смотрите, какая туча идёт!». Крылов услышал, но не смутился, посмотрел на небо и добавил саркастично: «И вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».